МОРСКОЙ ТЕРРОРИЗМ 



ПО МНЕНИЮ наиболее осведомленных экспертов, в ближайшем будущем международный терроризм может сосредоточить свое внимание на третьей природной стихии - водной и перейти к масштабным операциям против целей, характерных для нее: грузовых, пассажирских и военных кораблей, портов и судостроительных верфей. 
Уязвимость военного и коммерческого судоходства для таких атак достаточно убедительно продемонстрирована 12 октября 2000 г., когда два шахида, члена организации "Аль-Каиды", на моторной лодке врезались в борт американского эсминца "Коул", ошвартованного у стенки йеменского порта Аден. Заряд взрывчатки весом около 300 кг пробил в борту корабля брешь площадью в 72 кв. м. Погибли 17 американских моряков и более 40 получили серьезные ранения. 

23 октября, через 10 дней, два катера со смертниками из организации "Тигры Тамил Илама" врезались в пассажирские паромы Шри Ланки, один из которых затонул, а второй был сильно поврежден. При этом погибли более 400 человек. Через две недели боевики ХАМАСа атаковали израильский ракетный корабль и не уничтожили его только из-за преждевременной детонации заряда. Список такого рода атак содержит десятки наименований судов всех классов. 

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ МОРСКИХ ТЕРРОРИСТОВ 

Количество террористических групп, которые специализируются на атаках с использованием акватории морей и океанов, резко выросло за последние десятилетия. Свои удары они наносят не только со стороны моря, но и с суши. Тактика этих акций варьируется от применения наземных групп, оснащенных подрывными зарядами, до действий подводных пловцов. Их снаряжение вполне современно: магнитные прилипающие мины, подводные транспортировщики, скоростные катера, морские скутеры, даже мини-подлодки и торпеды, управляемые смертниками-шахидами. 

Тактические приемы атак на корабли зависят от того, находится ли судно в гавани или на рейде или курсирует в открытом море. Пришвартованное судно обычно атакуется боевыми пловцами в легководолазном снаряжении, которые крепят несколько крупных зарядов в наиболее уязвимых местах его корпуса. 
Боевики могут быть доставлены к порту по суше или спущены с надводных и подводных транспортировщиков. Наилучшими средствами транспортировки являются сверхмалые субмарины - мини-подлодки. В течение последнего пятилетия отмечены три случая подпольного строительства таких подлодок: в Боготе (Колумбия), Картахене (Африка) и на юге Индии. Однако отмечено 
также, что террористы могут и приобретать такие субмарины в целом ряде стран Западной Европы, в России и в Иране. 

При атаках в море факторы внезапности и скрытости достигаются террористами за счет применения малых низкосидящих катеров. Они атакуют ночью и с разных направлений - "волчья стая". Благодаря ничтожной радиозаметности, такие средства не обнаруживаются операторами бортовых радаров. 
Этими катерами могут быть вполне успешно атакованы как грузовые суда, так и громадные круизные лайнеры и даже боевые корабли. Диверсионные катера нередко оборудуются съемным такелажем, который маскирует их под рыболовецкие шхуны или суда береговой охраны. В этих случаях террористы переодеваются рыбаками или таможенниками. Могут они проникать на судно и легально, как пассажиры. Так было и в случае захвата итальянского пассажирского лайнера "Акилле Лауро" в 1985 г. 
В последние 5-6 лет морские террористы все чаще применяют тактику и средства японских камикадзе времен Второй мировой войны, которую они использовали для нападений на американские боевые корабли. К таким средствам относятся человеко-торпеды типа "Кайтен" и взрывающиеся катера "Фукурю". В преобразованном виде они состоят на вооружении исламских 
шахидов. 

Но и кроме них такие средства имеют место в практике колумбийских террористов (группы FARC), ланкийских партизан организации "Тигры Тамил Илама", баскских ЕТА и филиппинских морских диверсантов. 
Эти террористические организации не только создают собственные боевые средства, но в больших количествах закупают более сложные технологические образцы в Европе, США и в Австралии. Сегодня в их число входят планеры и дельтапланы, легкомоторные самолеты и вертолеты. Такие средства в последнем десятилетии прошли боевую проверку в Красном и Аравийском морях, в Моллукском проливе и Южной Атлантике. 
Наконец, недавно в средствах массовой информации появились данные, что в документах руководства "Аль-Каиды", найденных в Афганистане, обнаружены разработки массированных атак восточного побережья Соединенных Штатов при помощи грузовых судов, принадлежащих бен Ладену. Планировалось оснастить не менее пяти таких кораблей установками типа "Скад", закупив их в Ираке. 
Корабли, имея ракетные установки в трюмах, должны были приблизиться к территориальным водам Америки на дальность полета ракет (не менее 300 миль) и обстрелять ими крупные города Новой Англии. 
В настоящее время руководители морских террористов консолидировали свои усилия, что привело к смещению "центра тяжести" их деятельности на Ближний и Средний Восток и в Западную Атлантику. 

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ 

Сегодня исламские террористы, и в первую очередь "Аль-Каида", активно перенимают опыт и методы действий морских диверсантов ланкийской группировки "Тигры Тамил Илама". Она создала самую совершенную организацию для партизанской борьбы на море, в том числе практически крупнейший в мире негосударственный военный флот, эффективно действующий в составе двух самостоятельных формирований. Первое из них - "Морские Тигры" - представляет собой амфибийную группу, насчитывающую около 4 тыс. боевиков. 
Организационно они делятся на секции: "Тигрицы" (около тысячи женщин), "Черные Тигры" (смертники), боевые пловцы - подрывники, катеристы и др. "Морские Тигры" оснащены по последнему слову техники, имеют скорострельные орудия, гранатометы и малогабаритные установки залпового огня, японские средства связи и германскую оптику. Их мастерские производят плавучие и донные мины, подводные подрывные заряды. 

По данным индийских разведслужб, "Морские Тигры" уничтожили почти треть военного флота Шри Ланки, применяя тактику "волчьих стай" и удары камикадзе. Кроме того, они атакуют торговые и рыболовные суда ланкийских, индийских и даже западных компаний, входящих в цейлонские территориальные воды. 
Но кроме боевых формирований, "Тигры" располагают флотом из 20 морских кораблей коммерческого типа, которые предназначены для скрытой перевозки оружия, наркотиков, боевиков и новых наемников-нелегалов. Формально эти суда принадлежат подставным компаниям и плавают под флагами Панамы, Гондураса, Либерии и других "офшорных" стран. Перевозка коммерческих грузов служит прикрытием для чисто диверсионных целей. 
Американской разведке стал известен факт финансирования нефтяными шейхами, в частности - из Катара и Бахрейна, морских боевых отрядов ХАМАСа и "Исламского джихада". Особое внимание ЦРУ привлекло наличие в них подразделений хорошо подготовленных боевых пловцов, обучение которых весьма сложное и не быстрое дело. 

Оказалось, что эти "фрогмены" используют снаряжение советского типа и производства: дыхательные аппараты замкнутого цикла СЛВИ-57, боевые акваланги АВМ-1 и подводные транспортировщики "Протей-3". Настораживает, что методика действий палестинских легких водолазов практически неотличима от той, которая применялась разведывательно-диверсионными подразделениями ГРУ ГШ, носившими кодовое наименование "Дельфин". Их штаб находился в советское время в бухте Казачьей, близ Севастополя. Эти отряды были расформированы в начале 90-х годов, и отлично подготовленные подводные спецназовцы оказались не у дел. Между тем среди них было немало уроженцев Северного Кавказа, Башкирии, Татарстана - мусульманских ареалов Российской Федерации. Существуют данные, что некоторые из этих ценнейших специалистов, не будучи востребованными на родине, могли оказаться там, где их знания и опыт были бы оплачены. В том числе - на Ближнем Востоке. 

ТЕРРОРИСТЫ СМЫКАЮТСЯ С ПИРАТАМИ 

В течение последнего десятилетия количество разбойных нападений на коммерческие суда утроилось. Только в 2000 г. оно выросло на 40% по сравнению с 1999 г. Две трети таких атак приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, то есть на ту же акваторию, где оперируют 
морские террористы. 
Основными районами пиратства сегодня считаются Юго-Восточная Азия, Южно-Китайское море, Западная и Восточная Африка, Южная Америка и Карибский бассейн. Как видим, их акватория примыкает к побережью стран, где базируются исламские и другие террористы и повстанцы самых разных направлений. 
В прошлом году зарегистрировано 350 пиратских нападений у берегов Индонезии и Филиппин. Как известно, в этих странах проживает большое количество мусульман, в Индонезии - свыше 160 млн. Наконец, за последние пять лет значительно выросло количество пиратских атак в Средиземном и 
Черном морях, прежде всего в водах, омывающих берега Ливана, Сирии, Турции и Грузии. 

Нападения пиратов сопровождаются беспредельным насилием, убийствами и издевательствами над теми, кто оказался на судне. Немало случаев, когда пираты берут в заложники наиболее состоятельных или влиятельных пассажиров с целью получения выкупа. Отдельные нападения совершаются именно для того, чтобы захватить таких богачей в заложники. 
Кстати, такого же рода операции проводят и морские террористы. Им, так же как пиратам, требуются средства для покупки снаряжения и финансирования своих акций. И здесь они полностью смыкаются с пиратами, а потому все чаще тесно взаимодействуют с ними вплоть до того, что некоторые разбойные налеты проводят совместно. 
Согласно данным британского агентства "Ллойд", прежде более 90% терактов на воде имели место в акватории морей у побережья развивающихся стран, руководители которых были некомпетентны в борьбе с экстремистами и не обладали для этого силами и средствами. Однако в последнем пятилетии морские террористы, используя все более современные суда и боевые средства, стали переносить свои операции к берегам наиболее цивилизованных государств, вторгаясь порой в их территориальные воды, агрессивно атакуя в портах и на рейдах. Возникла опасность захвата и потопления гигантских круизных лайнеров в открытом море. 
Вышеизложенное в высокой степени аргументированно свидетельствует - организация эффективного противодействия морскому терроризму, так же как и его проявлениям в других стихиях, уже вышла за рамки национальных и даже региональных проблем и стала объектом острейшей насущной потребности всего цивилизованного мира.

На главную

Hosted by uCoz